19.02.2019 Домашнее задание по РЭК биология 11 класс
Тема: «Высшие беспозвоночные: сравнение классов»
Рекомендации по изучению учебного материала
Изучить справочный материал (приложение) Выполнить задания РЕШУ ЕГЭ по данному разделу.
Царство Животные, 1,5―2 млн. видов
Сходства и различия животных и растений.
Сходства растений и животных:
- состоят из сложных органических веществ: белков, жиров и углеводов;
- имеют клеточное строение;
- имеют сходный характер процессов жизнедеятельности (обмен веществ и энергии);
- рост за счет деления клеток и сходные способы размножения;
- кодирование, передача и реализация наследственной информации;
- раздражимость
Это свидетельствует о родстве растений и животных, о происхождении их от общего предка (дивергентный путь развития органического мира).
Различия между растениями и животными.
Вопросы для сравнения
|
Животные
|
Растения
|
1. Питание
|
Гетеротрофные
|
Автотрофные
|
2. Способность к фотосинтезу и выделению кислорода
|
Не способны к фотосинтезу и не выделяют кислород
|
Способны к фотосинтезу и выделяют кислород на свету
|
3. Передвижение
|
Большинство подвижны, это необходимо для добывания пищи
|
Не перемещаются, кроме жгутиковых организмов; тропизмы и таксисы.
|
4. Раздражимость
|
Быстро реагируют на раздражителя, могут иметь нервную систему
|
На раздражитель реагируют медленно, чаще всего ростовыми реакциями. Нервной системы не имеют.
|
5. Выделение
|
Могут иметь специальные органы выделения
|
Нет органов выделения
|
6. Способность к росту
|
У большинства только в молодом возрасте
|
На протяжении всей жизни
|
7. Строение клеток
|
Нет жесткой клеточной стенки.
Вакуоли мелкие быстро исчезают.
Нет пластид.
|
Жесткая клеточная стенка, содержащая целлюлозу.
Вакуоли крупные, содержат клеточный сок.
Имеют хлоропласты и другие пластиды.
|
8. Ткани
|
Эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная
|
|
9. Системы органов
|
Соматические (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, опорно-двигательная, покровная, эндокринная и нервная) и репродуктивная (половая) системы
|
Органы: вегетативные (корень, побег) и репродуктивные (цветок, плод); системы органов: корневая, побеговая
|
10. Роль в цепи питания
|
Консументы
|
Продуценты
|
Общая характеристика животных:
- питание готовыми органическими веществами (гетеротрофное);
- отсутствие плотной наружной оболочки в строении клеток;
- в большинстве случаев подвижность и наличие приспособлений для движения
- активно реагируют на изменения окружающей среды
- у большинства имеются различные системы органов
- рост ограниченный.
Значение животных в природе и жизни человека.
Значение животных в природе.
|
Значение животных в жизни человека.
|
- Опыляют растения и способствуют распространению семян.
- Почвообразование:
а) перегной;
б) вентиляция почвы (норки, ходы).
- Звено в цепи питания: растения → травоядные животные → хищники.
- Санитары природы ― разрушители органического вещества, падальщики.
- Очистка воды (фильтраторы).
|
- Мясо, молоко, яйцо, жиры ― источник питания.
- Кожа, мех, шерсть, шелк, воск, ― сырье для промышленности.
- Рыба и морепродукты ― источник витаминов, сырье для лекарств.
- Отходы животноводства и рыбной ловли ― удобрение.
- Эстетическое значение.
- Животные уничтожают вредителей сельского хозяйства.
- Животные ― лабораторный объект для экспериментов.
- Животные ― возбудители и переносчики заболеваний человека.
|
|